  | 
  В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е.Левиной).  | 
 
      Я предлагаю Вашему вниманию упрощенную психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений, так как именно ее я использую в своей работе. 
 
| 
 1. НПОЗ 
(нарушения произношения отдельных звуков)  | 
 2. ФФН  
(фонетико-фонематическое недоразвитие речи)  | 
 3. (НВ) ОНР (не резко выраженное) общее недоразвитие речи).  | 
| 
   
-  горловые Р Р’, 
-  межзубные С С’ З З’ Ц, 
-  боковые Ш Ж Ч. 
  
   | 
   
-  замены:  С=Ш, З=Ж, Р=Л, Л’=Й (шанки, жубы, лабота, йимон и т.д), 
-  смешения: С-Ш, З-Ж, Ч-Т’, Ч-Щ, Б-П (т.е., изолированно звук произносится правильно, а в речи наблюдаем смешение со звуками, сходными по акустическим или артикуляционным характеристикам :  У Шасеньки бошоноски.  У Валеры талерки.) 
   | 
   
нарушение всех компонентов речи: 
- звукопроизношения,  
-  несформированность лексико-грамматических категорий, 
- связной речи  | 
| 
   
Т.е. искажения; такие дефекты, как правило, не препятствуют овладению школьной программой. 
  
  
  
  
  
  
  
Ученики с НПОЗ зачисляются на логопункт  при наличии мест, т.к. искажённое произношение не «отражается» на письме. 
   | 
   
Этот уровень нарушений охватывает уже всю звуковую сторону речи - звукопроизношение и звукоразличение (дифференциацию звуков). ФФН препятствует овладению навыками звукового анализа и синтеза и часто является причиной появления вторичного (по отношению к устной речи) дефекта - специфических ошибок при чтении и письме. 
  
  
Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН  от 1 до 1,5 учебного года.  
   | 
   
Такие отклонения, даже при их сглаженности (НВОНР), приводят к тому, что дети испытывают значительные трудности в овладении чтением и письмом и, как следствие, к стойкой неуспеваемости по русскому языку и др. предметам. 
  
  
Учащиеся с ( НВ)ОНР занимаются 1,5 – 2 года. 
  
   | 
 
  
Основной контингент учащихся, которые должны в первую очередь получать помощь на  школьном логопункте  -  дети 2 и 3 группы.  
В 1 классе логопедическое заключение отражает состояние устной речи, поскольку навыки  письменной речи (чтение  и письмо) ещё формируются - НПОЗ, ФФН, НВОНР
Со 2 класса – логопедическое заключение выглядит как нарушения чтения и письма, обусловленные  ФФН или НВОНР.