|
В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е.Левиной). |
Я предлагаю Вашему вниманию упрощенную психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений, так как именно ее я использую в своей работе.
1. НПОЗ
(нарушения произношения отдельных звуков) |
2. ФФН
(фонетико-фонематическое недоразвитие речи) |
3. (НВ) ОНР (не резко выраженное) общее недоразвитие речи). |
- горловые Р Р’,
- межзубные С С’ З З’ Ц,
- боковые Ш Ж Ч.
|
- замены: С=Ш, З=Ж, Р=Л, Л’=Й (шанки, жубы, лабота, йимон и т.д),
- смешения: С-Ш, З-Ж, Ч-Т’, Ч-Щ, Б-П (т.е., изолированно звук произносится правильно, а в речи наблюдаем смешение со звуками, сходными по акустическим или артикуляционным характеристикам : У Шасеньки бошоноски. У Валеры талерки.)
|
нарушение всех компонентов речи:
- звукопроизношения,
- несформированность лексико-грамматических категорий,
- связной речи |
Т.е. искажения; такие дефекты, как правило, не препятствуют овладению школьной программой.
Ученики с НПОЗ зачисляются на логопункт при наличии мест, т.к. искажённое произношение не «отражается» на письме.
|
Этот уровень нарушений охватывает уже всю звуковую сторону речи - звукопроизношение и звукоразличение (дифференциацию звуков). ФФН препятствует овладению навыками звукового анализа и синтеза и часто является причиной появления вторичного (по отношению к устной речи) дефекта - специфических ошибок при чтении и письме.
Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН от 1 до 1,5 учебного года.
|
Такие отклонения, даже при их сглаженности (НВОНР), приводят к тому, что дети испытывают значительные трудности в овладении чтением и письмом и, как следствие, к стойкой неуспеваемости по русскому языку и др. предметам.
Учащиеся с ( НВ)ОНР занимаются 1,5 – 2 года.
|
Основной контингент учащихся, которые должны в первую очередь получать помощь на школьном логопункте - дети 2 и 3 группы.
В 1 классе логопедическое заключение отражает состояние устной речи, поскольку навыки письменной речи (чтение и письмо) ещё формируются - НПОЗ, ФФН, НВОНР
Со 2 класса – логопедическое заключение выглядит как нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН или НВОНР.