Логопедический кабинет

гимназии № 25 города Костромы

 

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

 

 В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е.Левиной).

 

      Я предлагаю Вашему вниманию упрощенную психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений, так как именно ее я использую в своей работе. 

 

1. НПОЗ

(нарушения произношения отдельных звуков)

2. ФФН

(фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

3. (НВ) ОНР (не резко выраженное) общее недоразвитие речи).

 

-  горловые Р Р’,

-  межзубные С С’ З З’ Ц,

-  боковые Ш Ж Ч.

 

 

 

-  замены:  С=Ш, З=Ж, Р=Л, Л’=Й (шанки, жубы, лабота, йимон и т.д),

-  смешения: С-Ш, З-Ж, Ч-Т’, Ч-Щ, Б-П (т.е., изолированно звук произносится правильно, а в речи наблюдаем смешение со звуками, сходными по акустическим или артикуляционным характеристикам :  У Шасеньки бошоноски.  У Валеры талерки.)

 

 

нарушение всех компонентов речи:

- звукопроизношения,

-  несформированность лексико-грамматических категорий,

- связной речи

 

Т.е. искажения; такие дефекты, как правило, не препятствуют овладению школьной программой.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики с НПОЗ зачисляются на логопункт  при наличии мест, т.к. искажённое произношение не «отражается» на письме.

 

 

Этот уровень нарушений охватывает уже всю звуковую сторону речи - звукопроизношение и звукоразличение (дифференциацию звуков). ФФН препятствует овладению навыками звукового анализа и синтеза и часто является причиной появления вторичного (по отношению к устной речи) дефекта - специфических ошибок при чтении и письме.

 

 

Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН  от 1 до 1,5 учебного года.

 

 

Такие отклонения, даже при их сглаженности (НВОНР), приводят к тому, что дети испытывают значительные трудности в овладении чтением и письмом и, как следствие, к стойкой неуспеваемости по русскому языку и др. предметам.

 

 

Учащиеся с ( НВ)ОНР занимаются 1,5 – 2 года.

 

 

 

 

Основной контингент учащихся, которые должны в первую очередь получать помощь на  школьном логопункте  -  дети 2 и 3 группы. 

В 1 классе логопедическое заключение отражает состояние устной речи, поскольку навыки  письменной речи (чтение  и письмо) ещё формируются - НПОЗ, ФФН, НВОНР

Со 2 класса – логопедическое заключение выглядит как нарушения чтения и письма, обусловленные  ФФН или НВОНР.

 

 

Дата последнего обновления страницы 24.11.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»