Логопедический кабинет

гимназии № 25 города Костромы

 

Консультация 3. Как организовать логопедические занятия дома?

 

"Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро."  

В.А.Сухомлинский  

 

Иногда, ребенок может произнести звук изолированно (с___, з____, р___), но в речи, в словах его не использует. В этом случае вы можете самостоятельно помочь ему.
Важно, чтобы ребенок умел правильно произносить звук. Если вы сомневаетесь в этом, то лучше обратиться к специалисту.
Как и в любом занятии, нужна системность и постоянность. 
Выберете удобное время и занимайте ежедневно, через день, но не менее 3 раз в неделю.
Если вы видите, что ребенок в плохом настроении, то занятие лучше пропустить. Так же и Вы - если не находите в себе сил и терпения, лучше не начинать.
Во время занятий не допустимо ругать ребенка, раздражаться и сокрушаться, что «ничего у него не получается». Почаще хвалите и радуйтесь каждому успеху ребенка.
Т.к. эта статья адресована родителям, то я предлагаю ежедневно отводить для занятий 10-20 минут. Лучше если вы позанимаетесь 2 раза по 10-15 минут, поиграете в течении дня в игры со звуком, будете иногда контролировать его произношение в речи, чем через день по 40 минут заниматься.

Проведение занятий:


Начинать занятие целесообразно с артикуляционных упражнений (2-3 упражнения, несколько минут).


Далее – работа над звуком (повторение за взрослым, называние картинок, чтение; 7-10 минут)


Можно делать «отдых» для пальчиковых игр или обще развивающих занятий, чтения (3-5 минуты)


Этапы автоматизации звука:
- изолированное произнесение (только автоматизируемый звук, например: показывать как свистит «насос» - сссс, рычит тигр – ррр. Это можно делать и в течении дня «вне занятий»);
- произнесение звука в слогах;
- произнесение звука в словах;
- звук в предложениях;
- заучивание стихотворений, введение его в речь.
- дифференциация смешиваемых звуков (например с-з, с-ш, ш-ж, р-л).
 

 Основная трудность для родителей – неже­лание ребенка заниматься. Необходимо заин­тересовать ребенка. Так как основная деятель­ность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры.

 Можно «отправиться в путешествие» в ска­зочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.

 

Успехов Вам и Вашим детям в этом важном деле – формировании красивой и грамотной речи!  

  • Артикуляционный аппарат.

  Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вы­звано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие дви­жений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать суха­ри, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

  • Наглядность.

  Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу арти­куляцию. 

  • Говорите четко.

  Говорите просто, четко, внятно проговари­вая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более вы­разительно. 

  • Говорите по-разному.

  Повторяйте по многу раз одно и то же сло­во, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШ­КА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и по­нимать: фразы делятся на слова. Если вы хоти­те, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контек­стах и не единожды. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз.

Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнако­мых слов.

  •  Хорошее настроение.

 Старайтесь произносить новое слово в эмо­ционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает ин­формацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

  •  В основе речи –  стремление к общению.

  Как бы несовершенно ваш ребенок ни го­ворил, принимайте и поддерживайте его же­лание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подра­жания и самоподражания — поэтому ему не­обходимо слышать себя. 

  • Учите в игре.

 Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специ­ально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внима­ние: побуждаете не вы, а ситуация.

  •  Расширяйте словарь малыша.

  Ребенок владеет словами на 2 уровнях: по­нимает слова — это пассивный словарь, го­ворит — это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках и, конечно, имена род­ственников и близких людей. Научите ребен­ка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет к так называе­мому лексическому взрыву: в дальнейшем ре­бенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос — нож).

  • Читайте.

  Читайте короткие стихи, сказки. Перечи­тывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспри­нимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предос­тавляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его. 

  • Пальцы помогают речи.

  Обратите внимание на развитие мелкой мо­торики — точных движений пальцев рук. Леп­ка, рисование, пальчиковый театр, игры с мел­кими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно боль­ше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это уто­мительным, пусть малыш сам застегивает пу­говицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку луч­ше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.

  По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все по­нятнее не только маме.

  •  Только вы!

  Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему раз­виваться гармонично.

  • О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка.

  Гимнастика для рук, ног — дело нам при­вычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? ведь он и так «без костей».

  Оказывается язык — главная мышца орга­нов речи. И для него, как и для всякой мыш­цы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы вы­полнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

   Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ре­бенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не воз­никла у ребенка, стоит начать заниматься ар­тикуляционной гимнастикой уже сейчас.

  При помощи артикуляционной гимнасти­ки преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребе­нок должен видеть, что делает язык: где нахо­дится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до авто­матизма постоянными упражнениями.

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Выучите и повторяйте с ребенком специ­альные стихи. Например:

Не стучите в эти двери,

Спят уже, наверно, звери.

Если будете стучать —

Звери могут зарычать —

Р-р-р-р-р-р-р...

 

Из кустов кричит Марина:

«Здесь в лесочке есть малина!»

И сестренка ее Лада

Урожаю очень рада.

 С — протяжный

Ц — короткий

С — свистящий, настоящий

Ц — какой-то весь цедящий

С — протяжный

Ц — взрывной

Ты не путай их, друг мой.

   Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов помо­жет превратить упражнения в увлекательную игру. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится.

  • Артикуляционные сказки

Сказка "Как подружились мышонок и котенок"

Сказка "Находчивый медвежонок"

Сказка "Невоспитанный мышонок"

Сказка "Зоопарк"

Сказка "Трудолюбивая божья коровка"

Сказка "Веселый язычок"

Сказка "Веселый лягушонок"

Сказка "Заяц-огородник"

Сказка "Утро с котиком Музиком"

Весенняя сказка о Язычке 

Сказка "Храбрый комар" 

Сказка "Прекрасная обжорка"

Сборник артикуляционных сказок 

Дата последнего обновления страницы 24.11.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»