Логопедический кабинет

гимназии № 25 города Костромы

 

Постановка и автоматизация звука ЛЬ

 

Артикуляция мягкого Л’ отличается от артикуляции твердого Л тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Передне-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед.
Важно знать, что при произнесении этих звуков направление воздушной струи - по бокам языка. Тогда как при произнесении большинства согласных боковые края языка прижаты к зубам и воздух идет по средней части.

 

 

1. «Месим тесто».  

(См. упражнения для постановки звуков С, СЬ)

2. «Лопатка» «Блинчик», «Лепешка».  

(См. упражнения для постановки звуков С, СЬ)

3. «Качели ». 

(См. упражнения для постановки звуков С, СЬ)

4. «Вкусное варенье». 

(См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж)
 

5. «Пощелкать кончиком языка»
Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

6. «Беззвучно пощелкать кончиком языка"

Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовываться изо рта.

7. «Индюк».
Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким перед ним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

8. «Горка», Киска сердится».  

(См. упражнения для постановки звуков С, СЬ)
 
9. Упражнения в произнесении звука к (г).


Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Варианты:
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опущен и оттянут назад. Медленно произносить звук к, стараясь задержать выгнутый язык в верхнем положении как можно дольше. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны;
б) То же, но произносить звук г.

10. «Пароход».

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно про износить звук ы ( гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук ы не переходил в и, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

11. «Пароход гудит»
Губы в улыбке, зубами закусываем кончик языка и произносим звук Ы.
Получается звук приближенный к звуку Л.

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ:

 

Автоматизация звука ЛЬ

 

А еще тут

 


Дата последнего обновления страницы 24.11.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»